Новые колёса

ГЕНЕРАЛ-УБИЙЦА.
Борис Косенков задушил своего тестя, но в тюрьму его не посадили

Борис Косенков
Борис Косенков

В суде Московского района Калининграда продолжается процесс по одному из самых громких уголовных дел: Борис Косенков, отставной генерал-политработник, экс-председатель областного совета ветеранов, обвиняется в убийстве своего тестя – 84-летнего Александра Шишкина.

Погорела на взятке

В редакцию "НК" обратились потерпевшие – дочери Шишкина. Они опасаются, что регалии обвиняемого (бывшего некогда советником губернатора и доверенным лицом Путина) могут повлиять на решение судьи Дмитриковской. Тем более, что интересы своего отца представляет Ирина Борисовна Косенкова, в прошлом – сотрудник правоохранительных органов и адвокат. В 1994 году она была уволена из милиции за получение взятки, а в 2011-м – уже в бытность свою адвокатом – попалась на мошенничестве.

По сообщению пресс-службы СК, Ирина Косенкова заключила финансовое соглашение с клиентом, а затем в документах представила себя якобы действующей по назначению следователя. Её услуги в размере свыше 24.000 рублей были оплачены из федерального бюджета – о чём подзащитный, крайне удивившись, узнал при оглашении приговора.

В общем, особенности характера госпожи Косенковой вкупе с репутацией и связями её отца-генерала могут привести ко вполне предсказуемому результату – и тогда отставной генерал окажется не в "местах отдалённых", а на свободе.

Спас экипаж

Рассказывает Лариса Александровна Козлова (Шишкина), дочь убитого:

 Лариса Козлова
Лариса Козлова

- Наш папа, Александр Яковлевич Шишкин, был майором, штурманом дальней авиации. Награждён медалями. В период службы он выполнил несколько опасных спецзаданий Верховного командования СССР – таких, как прохождение над облаком ядерного взрыва, пролёт над американскими боевыми судами…

В 1954 году он прибыл в гарнизон в Восточной Сибири – и вырастил там целую плеяду достойных офицеров, лётчиков и штурманов.

А в 1967 году папа с экипажем спас и сохранил боевой самолёт, посадив его на кукурузное поле. Только если в 2019 году лётчики, сказавшие "Идём правее на солнце, вдоль рядов кукурузы", сам самолёт спасти не смогли – у отца он приземлился на кукурузное поле, а потом взлетел и ушёл куда надо.

Александр Шишкин
Александр Шишкин

Прощание со знаменем

- Сам отец к "вертикальной" карьере не стремился. Просто любил небо! Он был грамотный, честный – по головам не ходил и цели пробиться наверх не ставил. Когда он выходил в отставку, то прощался с боевым знаменем полка. Как правило, прощаться с боевым знаменем может только командир полка – и лишь офицеры, которые эту честь заслужили.

Выйдя в отставку, папа продолжал жить в Сибири. Но мы с мужем переехали в Калининград, потом сюда же перебралась моя сестра Ирина, и папа решил перебраться к нам.

Александр Шишкин
Александр Шишкин прощается с боевым знаменем

Дальше рассказывает Ирина Александровна Шишкина, бывшая жена Косенкова:

- Мы жили вместе с папой, я и мой сын. В 2004 году купили квартиру на ул. Лефорта. Сын учился, я устроилась на работу в архив, папа оставался на хозяйстве. В магазин ходил, прогуливался.

Брак

- С Косенковым мы познакомились давно. Он заходил в архив по делам областного совета ветеранов, так что по некоторым вопросам обращался ко мне. Он был женат вторым браком, но в 2012 году овдовел.

4 марта 2013 года Косенков пришёл поздравить меня с юбилеем, пригласил в Светлогорск, вроде как на свидание. И там сделал мне предложение.

Я долго думала. Но человек он был солидный, с отцом моим отношения сложились неплохие. Я согласилась, и 6 сентября 2013 года мы заключили брак.

Года два жили как бы наездом. Я не могла оставить отца, которого прооперировали – удалили простату, сын учился…

 Ирина Шишкина
Ирина Шишкина

Покатился вниз

- В 2015 году Косенков начал упрашивать меня съехаться, жить в его квартире на Южном бульваре. Я ему честно поставила условие: самые близкие для меня люди – это отец и сын, без них я никуда. Он это условие принял, мы все вместе съехались. Это и оказалось ошибкой, бедой.

Борис Косенков

Район там сложный, запутанный, отец ничего в окрестностях не знал. Я боялась, что, если он выйдет на улицу, то потеряется. Просила не выходить. Последние два года к тому же ему было тяжело ходить, трудно спускаться с 3-го этажа…

А Косенков продолжал катиться по наклонной плоскости. Неделями пил, неделями приходил в себя.

Конечно, если б я раньше знала, что он запойный, то и свадьбы не было. Но я же не знала!.. Вот и выкручивалась: звонила ему на работу, упрашивала: "Опять запил, выручайте, прикройте, спасайте!"

Ушёл в запой

- Косенков принимал участие в выборной губернаторской кампании Цуканова, тот его сделал своим главным и единственным представителем среди военных пенсионеров. А после выборов даже "спасибо" не сказал.

Косенков жутко обиделся, ушёл в очередной запой. А в конце 2016-го заявил, что работать больше не будет и уходит из общественной жизни. Засел дома. Но конфликтов особых не было.

9 октября 2017 года Косенков где-то отмечал День пожилого человека. 10 октября я ушла на работу, а они с отцом остались дома. Это был вторник.

В среду у нас в архиве должен был состояться приёмный день, я исполняла тогда обязанности директора. Проверила все справки на выдачу, убедилась, что всё в порядке и уехала домой чуть пораньше.

"Папа не дышит!"

- Дома открыла дверь своим ключом (у нас было два комплекта ключей – у меня, и у Косенкова), поставила сумки.

- Я пришла!

В ответ – тишина. Косенков спал в зале на диване. Я зашла в папину комнату.

- Папа, папа! - зову. Он не отвечает. Я к нему кинулась, а он лежит неподвижно и под глазами у него какие-то странные красные круги.

Я пощупала пульс – нету! Дыхания не чувствуется, зеркальце поднесла – ничего. Я за мобильник, звонить в "Скорую" – как на грех, на работе забыла!

Бегу к Косенкову, бужу: "Папа не дышит! Дай мобильник вызвать "Скорую"!" Он сел, качается, в одну точку смотрит и бормочет: "Я это сделал, я это сделал..."

- Что с папой случилось? - спрашиваю.

- Я не знаю, - отвечает. - Я заходил к нему в половину двенадцатого, он попросил попить, больше я к нему не подходил.

 Борис Косенков
Борис Косенков с ветераном

"Вскрытие покажет"

- Приехала "Скорая". Медики констатировали смерть.

- Что за синяки у него на лице? - спрашиваю.

- Это бывает. Возможно, кровоизлияние в мозг.

В это время уже появился ритуальный агент. Он тоже спросил:
- А почему синяки на лице?

Приехал дежурный по ОВД, заглянул в комнату Косенкова, увидел того под его же портретом в генеральской форме, бегло оглядел папину комнату – признаков драки нет…

Муж моей сестры Ларисы (они тоже подъехали) спросил у полицейских, когда те уже сидели в машине:

- Вас ничего не смущает, ни на лице, ни на руках?

Они ответили: "Вскрытие покажет".

Александр Шишкин
Александр Шишкин (справа)

Увезли в морг

- Тело направили в морг. Косенков настаивал, чтобы не проводилось никакого вскрытия и чтобы морг – Балтийский. Сестра и её муж решили, что надо везти в БСМП, ближе к окружной дороге, где днём нет таких пробок.

По закону, трупы людей в преклонном возрасте, если нет явных признаков насильственной смерти, не вскрывают. Если бы тело папы попало в Балтийский морг, там его бы точно не вскрывали, там работает военно-мемориальная компания, с которой у Косенкова тесные связи. А так – его два дня трясло, он боялся. И, кстати, на суде он потом утверждал, что очень любил своего тестя – а 13-го не соизволил встать с дивана, чтобы проводить его в последний путь!

13 октября мы должны были забрать из морга тело, всё уже было подготовлено для церемонии прощания в Доме офицеров Балтийского флота. Но мне позвонил ритуальный агент:

- Тело не выдают, забрали на вскрытие.

Мы поехали на ул. Невского, в морг БСМП.

Майор Шишкин

Умер от асфиксии

- Оказывается, когда работники морга начали обмывать тело, обнаружили синяки на шее. Вызвали судебного медэксперта Кулакова, тот отправил тело на вскрытие. Которое показало, что папа умер от асфиксии! У него выявили перелом кости гортани, подъязычных хрящей. В заключении судмедэкспертизы было сказано, что причина смерти – "давление, удушение и удавление с неопределёнными намерениями".

Кулаков пригласил нас к себе и объяснил, что человек не может получить такие травмы в результате несчастного случая, его явно душили руками, и это – криминал.

Дело было передано в полицию.

Так что тело папы нам выдали только 19 октября. А в отношении Косенкова возбудили уголовное дело №11702270003390589 – по факту "совершения убийства путём удушения".

Слово офицера

- Вечером 13 октября 2017 года Косенкова арестовали. Он дал признательные показания, во время следственного эксперимента продемонстрировал, как именно сдавил шею папы руками. Фактически была оформлена явка с повинной – и он дал слово офицера, что не откажется от своих показаний.

Три дня он провёл в изоляторе временного содержания (ИВС). Мне позвонил следователь:

- Косенкова выпустят под домашний арест. Вы остаётесь в квартире?

- Вы что, смеётесь?! Дайте время собрать вещи.

- Суток вам хватит?

Вещи я вывезла в подвал, сняла квартиру, сейчас там и живу. А Косенков всё это время находится под домашним арестом, хотя режим нарушал уже несколько раз.

Связи в органах

Говорит Лариса Александровна:

- Сначала Косенкова защищал адвокат, назначенный следователем, бесплатно. Но Косенков обвинил его в том, что тот якобы получал деньги за защиту, ситуацию разбирали на адвокатской коллегии.

Второй адвокат Косенкова тоже не устроил. Третий адвокат числится номинально, а реально к защите Косенкова подключилась его дочь.

Надо сказать, внук Косенкова был заместителем прокурора в Светлогорске. То есть связи в правоохранительных органах у него имеются.

На суде защитой было заявлено, что наш отец якобы болел раком и умер от раковой интоксикации. И была предоставлена справка из военного госпиталя. Смысл понятен: дескать, отец больной, немощный, мог сам упасть.

Ложный диагноз

- Мы написали жалобу в военную прокуратуру. Был истребован эпикриз болезни папы (а там нет ни слова о раке даже когда удаляли простату, опухоль была доброкачественная).

Военная прокуратура прислала ответ: действия работников госпиталя, представивших сфальсифицированные данные, признаны неправомерными. Мы сейчас настаиваем на привлечении этих работников к ответственности.

Защита выдвинула за время судебного рассмотрения несколько версий. Дескать, папа сам упал в туалете. Или Ирина помогала ему утром, уронила, ударила об ванну, испугалась и убежала советоваться с родственниками. Или вообще всё произошло в результате папиного артроза – хрупкие кости, любое прикосновение вызывает перелом…

Понятно, что все эти доводы ничем не аргументированы.

Тогда дочь Косенкова заявила, что в суде ПОДДЕЛАЛИ ДОКУМЕНТЫ! И заявила ходатайство о признании незаконным заключения судмедэкспертизы.

Ходатайство, понятно, было отклонено.

Защита заявила, что суд, следствие, эксперты – все куплены, и вообще это заказной политический процесс, цель которого – подорвать авторитет ветерана, а в его лице – всего совета ветеранов Калининградской области!

  Борис Косенков
Борис Косенков

Деменция на почве стресса

- Почти целый год (с 3 октября 2018-го) идут судебные слушания. Косенков в самом начале процесса взял 51-ю статью Конституции – молчит, не отвечает на вопросы, не даёт показаний.

Дочь Косенкова в течение года утверждала, что он в момент ареста был немощный, больной, у него на почве стресса развилась деменция, он не соображал, что говорит следователям, и не может отвечать за то, что тогда сказал и в чём "в невменяемом состоянии" признался.

Однако на заседании 3 сентября Косенков вдруг решил, что будет отвечать на вопросы. Но – только на вопросы защиты! И бодренько отбарабанил ответы, как по-писаному. "Вспоминал" весь роковой день до мелочей.

Когда же потерпевшие пытались задать Косенкову вопросы, защита их отклоняла. Явку с повинной он так и не объяснил. Потом заявил, что ему плохо. Судья вызвала "Скорую", но от госпитализации он отказался.

Угрожал в суде

- Раскаяния Косенков не испытывает. На суде он нам в буквальном смысле угрожал:

"Вы все за это ответите!"

А его дочь многозначительно заявила:

"Он хороший человек, со связями, которыми мы не пользуемся, но можем воспользоваться!"

Сейчас дело подходит к концу. Очередное заседание назначено на 10 сентября.
Мы очень опасаемся, что судья пойдёт на поводу у наглой, нахрапистой защиты и сочтёт, что генеральское звание Косенкова и его ветеранство – основания оставить гибель нашего отца безнаказанной.

Человек Системы

Что ж, опасения резонны. Косенков – генерал-майор, бывший начальник политуправления, заместитель командующего 11-й гвардейской армии, дислоцировавшейся в Калининградской области… Человек, беспредельно лояльный к власти. Причём – любой власти, если учесть, что 33 года в вооружённых силах он прослужил политруком, убеждая офицеров и солдат в святости коммунистических идеалов...

Так, именно Косенков заявил 87-семилетнему участнику штурма Кёнигсберга Каллимуле Гильмутдинову, которого 9-го мая не пустили на занятые чиновниками трибуны:

Прокурор Хлопушин
Прокурор Калининградской области Сергей Хлопушин

"Парад Победы ветераны могут посмотреть и по телевизору!"

И именно Косенков организовывал от имени ветеранов обращения с требованием прекратить "ползучую германизацию", а неугодных власти лиц подвергнуть остракизму и/или привлечь к ответственности.

Виктор Фалеев
Председатель областного суда Виктор Фалеев

Косенков – человек Системы. Которая, как известно, своих не сдаёт. Даже если этот "свой" собственноручно задушит больного и беспомощного тестя – достойного офицера и хорошего человека.

Д. Якшина

От редакции: просим рассматривать этот материал как официальное обращение к прокурору Калининградской области Хлопушину С.С. и председателю Калининградского областного суда Фалееву В.И. – о грубом нарушении закона и прав потерпевших. Ждём ответа.

UPD: 12 сентября гособвинитель Людмила Коротченко заявила, что вина Косенкова полностью доказана, и попросила для него 6 лет и 6 месяцев лишения свободы.

Судья Елена Дмитриковская огласит приговор 3 октября.