Новые колёса

СЛОНЫ, КИСЛОТА И ПОДБРОСЫ.
Какие фильмы посмотреть, чтобы задуматься

Праздники в начале года - самое то времечко, чтобы посмотреть хорошее кино. Вопрос лишь в том, какое именно кино считать хорошим?!

Церковь против

В канун Нового года россиян буквально потрясло известие о том, что наша духовная “скрепа” - фильм Рязанова “Ирония судьбы…”, который вот уже 40 лет “объединяет” поколения за праздничным столом, наряду с “Советским шампанским” и салатиком оливье, - противоречит христианским ценностям!!

Митрополит Рязанский Марк в видеообращении, опубликованном на сайте Рязанской епархии, заявил, что “идея, которая сокрыта в основе этого фильма, безусловно, не является положительной”, ибо любовь главных героев “построена на предательстве”.

Кроме того, “христианство, Церковь призывает людей к труду, к постоянной работе над собой <…> Любой результат является следствием постоянного труда. А здесь совсем другая картина: для того чтобы случилось чудо, не нужен труд. Можно просто встретиться, посидеть, напиться - и чудо произойдёт само собой”.

“Эта идея, - резюмировал митрополит РПЦ, - безусловно, является вредной и наполняет душу человека ложными, несбыточными мечтами”.

А коллега митрополита Рязанского - небезызвестный протоиерей Всеволод Чаплин - пошёл ещё дальше, пообещав, что “когда настоящие верующие люди придут к власти”, будет запрещён не только сей “богопротивный фильм”, но и сам “праздничек” Новый год!..

Бесконечные “Ёлки”

Оставим в стороне экстремистский привкус сего замечания (если “настоящие верующие” ещё не пришли к власти, то кто же сейчас в Кремле?! С точки зрения протоирея, разумеется). Речь всё же о кино. Если такие страсти кипят по поводу классики советского кинематографа, как же разобраться в новинках отечественного? Как отделить мух от котлет, а зёрна - от плевел?

Верный признак хорошего российского кино - его невостребованность в прокате. Это ведь бесконечные “Ёлки” и всякие там “Полицейские с Рублёвки” будут идти в режиме нон-стоп, ибо прокатчики свято верят в их коммерческую привлекательность (на всякий случай убирая из репертуара всё, что может составить им конкуренцию). А кино, которое заставляет задуматься о времени и о себе, если и допускается на широкий экран, то уже никак не в “прайм тайм”.

Герой нашего времени

Что же из хорошего прошло в минувшем году незамеченным - и что имеет смысл найти и посмотреть?

Во-первых, мелодрама независимого российского режиссёра Михаила Сегала “Слоны могут играть в футбол”. В июне 2018 года эта картина была номинирована на приз “лучший фильм конкурса” на фестивале “Кинотавр”. Но до широкой аудитории не дошла по причине полного отсутствия рекламы. А жаль. Говорить о “Слонах…” очень трудно - без пересказа сюжета не обойтись, но даже лёгкий намёк на развитие событий лишит вас удовольствия следовать за героем, чей путь извилист, как полёт летучей мыши.

Этот фильм - о мужчине средних лет, который вроде бы имеет в своей жизни всё, что нужно: занимает важную должность в крупной компании, у него прекрасная квартира, его родители (в другом городе) живы и здоровы, и он, как примерный сын, регулярно общается с ними по “Скайпу”. Он всё ещё привлекателен, спортивен, он нравится женщинам и может постоять за себя в уличной драке. Он холост и не обременён “багажом прошлого” в виде экс-жены и алиментов. Он обеспечен и может покупать хорошие костюмы себе и дорогие подарки интересующим его девушкам. Но… он невероятно, чудовищно, дьявольски одинок. И несчастен.

Что с ним не так - зритель должен понять сам. Режиссёр Михаил Сегал и актер Владимир Мишуков рисуют нам странный, подозрительный - и вместе с тем убедительный образ “героя нашего времени”. Точней, одного из “героев”, чья личная драма обусловлена как свойствами его характера, так и всеобщей абсурдностью того мира, где слоны, конечно, могут играть в футбол, только на фиг нам всем это нужно?!..

Дикая оргия

Во-вторых, фильм “Кислота”. Очень странное кино 26-летнего режиссёра Александра Горчилина (в конкурсе дебютов “Кинотавра-2018” был отмечен как лучший).

“Кислота” подчёркнуто некомфортна для восприятия. В центре сюжета - два друга, чей общий приятель кончает с собой, выпрыгнув из окна. Герои попадают с похорон на тусовку в ночном клубе, потом - в квартиру “свободного художника” Василиска, который то ли гей, то ли бисексуал, то ли вообще не пойми какой ориентации. Там они принимают участие в дикой и безвкусной оргии, после чего один из них - Петя - хлещет из горлышка бутылки кислоту и попадает в больницу…

Пересказывать сюжет и здесь - дело неблагодарное. Тем более что его как бы и нет. Герои не знают, куда им идти и что делать. Их главная задача - сбежать подальше от действительности. Раствориться в наркотиках, в музыке, в чувствах, обратиться к религии или - сдаться полиции, признавшись в убийстве, которого не совершали и которого вообще не было.

Богат, как сволочь

По сути, весь фильм - это крик неподдельного отчаяния. Молодой режиссёр показывает нам поколение 20-летних, сходящих с ума. Каждый по-своему. Их никто не понимает и не пытается понять.

В фильме нет ни одного нормального родителя. Мать одного из героев много лет жила в Таиланде, оставив сына на бабушку. Теперь она возвращается, увлечённая восточными методиками “обретения душевного равновесия” - снова беременная, и снова - от неизвестного отца.

Мать другого заявляет, что ей нет до него дела. И вообще, пусть им занимается “этот козёл”, его папаша, который богат, как сволочь, но не платит алименты…

Мать третьего (того, кто выбросился из окна) норовит засунуть ему в гроб баночку брусничного варенья! Кроме того, что в детстве он это варенье любил, она о сыне ничего не знает.

Режиссёр заканчивает жёстким посвящением “мамам и папам 20-летних”. Он обвиняет родителей в том, что кислота разъела все человеческие связи и отношения. В “кислотном мире” трудно вырасти нормальным человеком - а рецепт спасения, предложенный в финале, невнятен и небесспорен. Тем интереснее.

Пир во время чумы

В-третьих, это “Подбросы”. Фильм режиссёра Ивана Твердовского. Твердовский тоже молод (ему только что исполнилось 30).

Сюжет “Подбросов” - своеобразный микс фантастики, “чёрного юмора” и крутого реализма. Главный герой - брошенный в младенчестве и воспитанный в детдоме подросток, наделённый “суперспособностью” не чувствовать боль.

Неожиданно в детдоме объявляется его мама-кукушка, которая забирает его, называет котёночком, покупает ему фирменные шмотки - а в итоге использует в мошеннической схеме. Он “подбрасывается” под предварительно выбранные машины, водителей которых затем раскручивает на бабки ОПГ в составе его мамы, её начальницы (судьи), сотрудника ДПС и его мамы - врача больницы “Скорой помощи”, а также адвоката и прокурора…

В этом фильме фантастично многое. Но абсолютно реальна мама, готовая любить, целовать, использовать, соблазнять, бить и прогонять своего сына-подростка. Причём в любой последовательности этих действий…

В сущности, этот фильм о том же, что и “Кислота”, и “Слоны…” - о том, что “время вывихнуло суставы”, как писал великий Шекспир.

Распалась связь времён - и “всё прогнило в датском королевстве”. Вы скажете, что эти мысли не для праздников? Отнюдь! Любые праздники есть время размышлений. Если, конечно, это не пир во время чумы…

Д. ЯКШИНА