Новые колёса

ПОЖУЙ КОКИ И РАССЛАБЬСЯ! Если “наехал” солдат, партизан или бандит…

Куско. Перу

Война - войной, а поездка - по расписанию

Попасть в Перу нам c женой хотелось давно, но всё время что-нибудь да мешало. И вот, наконец, удалось спланировать поездку, выучить испанский язык и получить необходимую информацию о стране через Интернет. Самое главное, посоветовали знающие люди, не говорить там по-английски. Не дай Бог, примут за американцев - не сносить головы. После этого фразу “Но сомос грингос, сомос русос” (“Мы не америкосы, мы - русские”) заучили так, что от зубов отскакивала. Оставалось получить визы, собрать рюкзаки, купить авиабилеты и отправиться в путь. Маршрут перелёта был уже продуман: Калининград - Варшава - Франкфурт - Каракас - Лима.

“Пуп Земли”

И тут - как гром среди ясного неба: в перуанских Андах активизировались партизаны - маоисты движения “Сандера Ламиноса” (Сияющий путь). Их боевики спустились в предгорья Анд и захватили около 300 заложников из числа иностранных сотрудников горно-обогатительного комбината в местечке Аякучо. Армия принялась привычно наводить порядок и попутно демонстрировать всем штатским - кто в доме хозяин. В стране объявили военное положение. В посольстве Перу перед нами извинились и виз не выдали. Приезжайте, мол, в следующий раз - когда поспокойней будет.

Поспокойней? В Латинской Америке? Да там военные перевороты происходят чуть ли не ежегодно, а военное положение - такое же обыденное явление, как у нас месячник безопасности на дорогах. Нет, раз решили - надо ехать!

И мы отправились в Эквадор. Во-первых, потому, что россиянам для въезда в эту страну вообще не требуются визы, а, во-вторых, оттуда попасть в соседнее Перу всяко легче, чем прямиком из России.

Кожа сгорает за полчаса

Длительный перелёт и мы у цели - здравствуй, Кито, привет, Эквадор! Суровый пограничник лениво бросает беглый взгляд на тщательно заполненные нами анкеты, равнодушно швыряет их в мусорную корзину и ставит в паспорта штампы: свободны. Впереди - узкие улочки эквадорской столицы, где полтора миллиона человек живут на высоте 2.850 метров. В городе всё время одна и та же температура - около 20 градусов тепла. Рядом с экватором нет ни зимы, ни лета, а в высокогорном климате не выживают мухи, комары и прочие насекомые. Сквозь облака светит не жаркое солнце высокогорья, под лучами которого кожа европейца сгорает буквально за полчаса.

Передвигаться по городу легко: по улицам снуёт множество автобусов, на подножках которых висят зазывающие пассажиров кондукторы.

- Кито-антигуа! Кито-антигуа! - вопит смуглолицый парень, сообщая название конечной остановки. Достаточно махнуть рукой и дребезжащее транспортное средство остановится. Где угодно - хоть на перекрёстке. Тебя подберут, усадят и позволят сойти там, где пожелаешь. Опять-таки без привязки к конкретной остановке. Главное - знать названия районов, куда направляются автобусы.

Всюду множество полицейских и военных. На наших, которых мы привыкли видеть в Калининграде, они совершенно не похожи. Холёные, в опрятной и красивой форме, с лицами - властное выражение источает уверенность, граничащую с наглостью. Глядя на них, понимаешь: такие в любую минуту переворот учинить могут. Только повод дай.

Забава для русос

Забредать в бедные кварталы - небезопасно. Когда мы исследовали эти экзотические районы, из лачуги вышла пожилая, полная женщина в цветастом пончо и чёрной фетровой шляпе на голове:

- Куда вы лезете?! - округлила глаза индианка. - Здесь вам может не поздоровиться!

И сделала красноречивый жест, проведя ребром ладони по горлу.

Мачу Пикчу. Над древним городом инков

- Русос, русос! - обозначили мы своё происхождение, объясняющее причину вопиющей беспечности.

- А-а-а! Слышала, - заулыбалась дама. - Бравый народ!

После чего сопроводила нас вниз по улице - поближе к безопасному центру. По пути выяснилось, что больше о России индианка ничего не знала. А о Калининграде и вовсе никогда не слышала.

Подав документы в посольство Перу, мы стали ждать выдачи виз. Паузу использовали с толком - попутешествовали по Эквадору.

Хозяйка отеля, где мы остановились, сообщила, что из Кито автобусы идут в любом направлении. Правда, для этого необходимо попасть на “автобусный терминал”, где, по мнению хозяйки, для иностранцев очень опасно.

- Что обычному туристу смерть, - самоуверенно подумали мы, - то для русского - забава. И на следующий день отправились к терминалу.

Огромное пространство с толпами пассажиров самого необычного и экзотического вида: неторопливые индейцы, негры с шарнирными походками, метисы, мулаты, деревенский и столичный люд разного достатка. Особой опасности мы для себя не обнаружили. Разве что быть разорванными на части представителями конкурирующих фирм-перевозчиков, в изобилии представленных на терминале.

джунгли Амазонии. Мы в индейских костюмах и с неведомой зверушкой

В Манту - город на побережье - отправлялось сразу несколько автобусов. В один из них нас буквально втащили за руки. Кондуктор поймал ещё парочку пассажиров, и автобус помчался к Тихому океану.

“Восстань, мертвец!”

Несколько часов - и мы высаживаемся в городе Манту. Наша главная цель - деревенька Пуэрто-Лопес, рядом с ней в это время года занимаются брачными играми горбатые киты.

Снова попадаем в лапы владельцев автобусов. Пассажиры укладывают свои пожитки на крышу и наполовину заполняют маленький салон. Трогаемся и неторопливо едем по улицам Манты, поминутно останавливаясь в самых неожиданных местах.

- Порто-Лопа! Порто-Лопа! - кричал выскакивающий на тротуар кондуктор, буквально хватая за рукава прохожих. Вскоре салон заполнился под завязку.

Наконец автобус выбрался из города - и мы мчимся к загадочной “Порто-Лопе”, куда так многим вдруг приспичило ехать. А вот и он - небольшой посёлок с низенькими домиками и не асфальтированными улицами. Вдоль променада “эквадорского Светлогорска” прогуливалась степенная и достаточно опрятная свинья.

Бросив вещи в номере, отправляемся перекусить в один из многочисленных рыбных ресторанчиков. Хозяин заведения - толстый, добродушный негр - поставил на стол тарелки с похлёбкой “Севиче”. Вот оно - легендарное блюдо “Восстань, мертвец!” Ложка буквально стоит в густом коктейле из морепродуктов: креветок, кальмаров, кусочков рыбы и мидий. Заметив наше замешательство, негр выжал в тарелки по зелёному лимону, добавил угрожающие порции горчицы и щедро сдобрил варево кетчупом.

- Добро пожаловать в Эквадор! - белозубо улыбнулся гостеприимный хозяин и жестом пригласил приступать к трапезе.

Что тут можно сказать? Смерти нет, ребята! Даже если вас трижды убьют да ещё для верности мумифицируют, то уже вторая ложка “Севиче” вернёт с того света, а третья - заставит занять на этом свете активную жизненную позицию.

Эротическое шоу в океане

Получив заряд бодрости, мы нашли рыбацкую лодку, капитан которой согласился показать нам китов. Дело оказалось не столь простым, как поначалу казалось. Битых два часа мы качались на волнах, всматриваясь в океанские просторы - где-то там в глубинах прятались стыдливые семейные парочки. Есть! Над водой появились два огромных хвоста.

- Сейчас они начнут заниматься любовью, - со знанием дела объявил капитан. - Если всё получится хорошо, то самец выскочит из воды.

В Лиме, столице Перу

И действительно, над водой взмыла огромная туша, с грохотом рухнувшая назад в волны.

- Получилось! - искренне порадовались мы за китов. - Давай, ещё разок!

Но гордые млекопитающие на повторение не пошли. Может, силы истощились, может, любовь не заладилась. Или наша бестактность не понравилась. Так или иначе, больше мы их не видели.

Уже на следующий день мы возвратились в Манту. Поздно вечером, ожидая рейс на Кито, решили прогуляться вдоль набережной. Неожиданно позади послышался топот.

- Эй! Гринго! - раздался крик догоняющего нас парня.

- Но сомос грингос! - заорали мы, как можно более решительно. - Сомос русос!

- Да какая разница, - махнул рукой парень. - Самое главное - дальше не ходите. Там район опасный.

- Для “гринго”?

- Нет, - рассмеялся собеседник, - для тех, у кого сумки большие!

“Пуп Земли”

Теперь предстояло проехать Эквадор с севера на юг: по так называемой “сиерре” - горным районам страны. Первый пункт на этом пути - “Пуп Земли”. Здесь проведена жёлтая полоса, обозначающая экватор. Можно постоять, одной ногой ступив на южное, а другой - на северное полушарие. Причём одновременно находясь и в лете, и в зиме.

Слева и справа от “Авеню вулканов” цепочкой стоят огромные вулканы с заснеженными вершинами. Извержение одного из них - дело для Эквадора весьма обычное. Сейчас над ними поднимается лишь жиденький дымок.

Наконец мы достигли города Риобамба, где в 1908 году была построена самая высокогорная в мире железная дорога. В наши дни она пришла в полный упадок. Лишь раз в день совершает поездку небольшой поезд, на крыше которого может прокатиться любой желающий.

В перуанском городе Куско

Взгромоздившимся на крышу пассажирам ехать пришлось в лежачем положении - вагон катился по рельсам, проложенным над глубокой пропастью. В момент, когда мы находились в особенно страшном месте, к нам поднялся кондуктор. Опасно балансируя, он встал в полный рост и приступил к проверке билетов.

Насладившись нашим ужасом, кондуктор спустился вниз - ему предстояло принять участие в новом аттракционе: мы подъехали к небольшой станции, где расположился настоящий индейский базар.

Дабы не пустовало пространство, товарами здесь заняты и железнодорожные пути. Поэтому кондуктор подходил к каждому из торговцев, после чего тот неспешно переносил свои пожитки в сторону и поезд медленно продвигался вперёд. Тут же, позади поезда товары мгновенно возвращались на своё прежнее место. За этим занятием мы его и оставили. Наша следующая цель - джунгли.

Съели всего трёх бледнолицых...

Спустившись с гор, попадаем в городок Баньос. Он расположен всего в 12-ти километрах от подножья действующего вулкана. Причём извержение может произойти в любую минуту. Правительство настоятельно советовало горожанам покинуть город заблаговременно и даже выделило соответствующие средства. Однако фатально настроенные баньосцы проигнорировали предупреждение и продолжают жить вблизи кратера.

В Баньосе мы познакомились с молодым индейцем - всего за двадцать долларов он согласился сопроводить нас в джунгли. Сначала - на грузовике по грунтовке, потом - на каное по реке. Мокрые с головы до пят мы прибыли в небольшую индейскую деревушку. Прямо на берегу стоят пять бамбуковых хижин на сваях. Удобства - во дворе. В смысле, в джунглях. В ветвях орали попугаи, изредка на крыше появлялись маленькие, любопытные обезьянки.

После скромного ужина - посиделки у костра и рассказы нашего проводника о ядовитых змеях, анакондах и кайманах.

- Места у нас тихие... - загадочно улыбнулся индеец. - В прошлом году звери всего трёх бледнолицых съели...

После такой психологической подготовки нам предложили совершить ночную прогулку по джунглям. В сгустившихся сумерках мы зажгли фонари и обречённо побрели по тропе. Вокруг - крики незнакомых птиц, множество огоньков фосфорецирующих насекомых и растений. Наш проводник довольно ухмыльнулся: рассказы об ужасах сельвы сделали своё дело и с тропы никто сойти не решается. Мы с женой двигались гуськом, след в след, и нашей дисциплине позавидовала бы любая группа “коммандос”.

- Скажите, а партизаны далеко?

После такой поездки Кито показался почти родным городом. Нужно было передохнуть и собраться с силами перед последним путешествием по латиноамериканской глубинке. Впереди - Перу. Мы, наконец, получили долгожданные визы.

Прикладом по почкам

Два часа на самолёте - и мы приземлились в перуанской столице Лиме. Ничего страшного на улицах города не происходило. Правда, у правительственных зданий стояли бронетранспортеры, а на перекрёстках дежурили группы полицейских с пластиковыми щитами и дубинками.

И вновь автобус и дальняя дорога, занимающая в общей сложности двадцать часов. Автобус так резко и часто разворачивался на серпантине, что было трудно усидеть в кресле. Башмаки, которые сняла жена, через некоторое время унесло за три ряда вперед.

Когда мы проезжали местечко Аякучо, где особо “шалили” маоисты, нас несколько раз останавливали военные. Под дулами автоматов пассажиры быстренько выскакивали из своих кресел, выбегали наружу и по команде офицера упирались поднятыми руками в борт автобуса. (Женщины становились - направо, мужчины - налево от дверей.) Затем следовал полный “шмон”, после чего можно было продолжать поездку.

Эквадор. Индеец на местном “автомобиле”

Наши попытки обозначить себя, как “русские туристы”, никакого впечатления на солдат не произвели, а пассажиры сразу зашикали - тише, мол, а не то запросто схлопочем все разом прикладом по почкам. Мы благоразумно заткнулись, и всё обошлось.

Доехали до следующего блок-поста - и ситуация повторилась. С той лишь разницей, что обыск был проведён ночью, и пара заспанных пассажиров схлопотала-таки по удару прикладом.

Морскую свинку пожарить?

После укачивающей поездки над головокружительными пропастями, автобус начал снижаться и въехал в город Куско, расположенный на высоте более трёх с половиной тысяч метров. Здания в этом городе выстроены прямо на стенах, оставшихся от домов древних инков. В результате высоту одного, двух этажей занимает кладка мощных, объёмных, грубо отёсанных и хорошо подогнанных каменных глыб.

Католические церкви также “встроены” в бывшие инкские храмы. В одной из них висит картина, изображающая тайную вечерю. На ней Иисус Христос и апостолы лакомятся индейским деликатесом - жареными морскими свинками. Это блюдо можно попробовать и сегодня - в любом ресторане.

На улицах города опять масса военных. Но мы вели себя дисциплинированно, лицом к стене, в случае приказа, становились быстро и в пререкания с бойцами не вступали. Те тоже не зверствовали - проверяли документы, обыскивали и отпускали с миром.

Из Куско мы поехали дальше - в долину реки Урубамбы. На одной из окружающих её вершин находится загадочный город Мачу Пикчу. Снизу он не виден, поэтому открыли его только в начале двадцатого века. Лишь поднявшись практически до вершины, обнаруживаешь относительно небольшую, с километр длиной и метров в пятьсот шириной, площадку, с уходящими отвесно, до самого дна ущелья склонами. На этом пятачке и расположен отлично сохранившийся город инков.

С древней вершины мы позвонили в Калининград. Не удержались и похвастались друзьям, где мы находимся. Глухомань-глухоманью, а мобильная связь отменная.

“Но ес дрога!”

Но особенно нам понравилось местное население. Им любой стресс нипочём. После первого “шмона” мы попытались, было, повозмущаться грубостью военных. Но поддержки среди пассажиров автобуса не нашли. Один из них дал нам по листку коки и сказал:

- Пожуйте и расслабьтесь. Ещё неизвестно, что было, если бы нас маоисты или просто бандиты остановили...

Пожевали. Действительно, настраивает на философское отношение к действительности. Кока, по мнению индейцев, панацея от всех бед и болезней. Из её листьев ещё заваривают чай. В общем, это как мак: можно зёрнышками булочки посыпать, а можно опиум из него делать. В конце путешествия “мате де кока” (чай из коки) так нам понравился, что мы даже футболки купили с надписью: “Ла оха де кока но ес дрога!” (Лист коки - не наркотик).

Индейцы возделывают эту культуру очень давно - со времён инков. Индейцы вообще склонны соблюдать традиции. В небольшом эквадорском городке Лоха жители уже около 500 лет носят только чёрные одежды. Это траур по последнему Великому Инке, убитому испанцами.

В общем, впечатления от поездки мы получили самые наилучшие. Их не испортило даже не совсем гладкое возвращение в цивилизованную Европу. В аэропорту Варшавы нас задержали таможенники - более двух часов они искали у вернувшихся из “кокаинового края” туристов наркотики. Привели даже собаку. О том, что бдительные стражи границы зубную пасту из тюбиков повыдавливали - я даже не упоминаю. Но мы не обиделись. Просто, как советовал в перуанском автобусе индеец, расслабились. Вот только жаль, что пожевать в тот момент было нечего: листья коки мы благоразумно с собой не взяли. Так что после возвращения в Калининград угостить друзей было нечем.