Новые колёса

19500 семей ждут жилье.
Власть должна обеспечить их бесплатными квартирами

Наши предыдущие публикации на тему строительства в Калининграде муниципального жилья вызвали мощный читательский резонанс. Люди звонят в редакцию, спрашивают, как можно связаться с Владиславом Ивановым, утверждающим, что "за пять-семь лет в нашей области можно обеспечить муниципальным жильем всех нуждающихся" (Юра, ты скоро?", "НК" №103). Кто-то из калининградцев готов хоть сейчас вступить в кондоминимум, кто-то интересуется, где и на каких условиях можно получить кредит на строительство жилья.

Некоторые высказывают сомнения: мол, не может быть, чтобы такая серьезная проблема решалась так просто -это, во-первых. А во-вторых, что значит строить дешевое жилье? Для обычного врача или учителя купить квартиру за $8.000 столь же нереально, как и за $18.000 и за $180.000. Дешевое жилье - абстракция, если не будет принята соответствующая муниципальная программа.

- Совершенно верно, - говорит Владислав Николаевич Иванов. (Напомним, он приехал в Калининград в 1991 году по направлению Главного управления промышленных предприятий Министерства обороны СССР. Был назначен начальником 212-го комбината железобетонных изделий. За два года под руководством Иванова завод, выпускавший специфическую военную продукцию, начал производство полнокомплектных жилых домов. Была разработана специальная серия крупнопанельного домостроения - КПД 212, которой Иванов дал свое имя: "Слава". Кстати, дома этой серии были признаны лучшими не только в Калининградской области, но и вообще по линии Министерства обороны. Выстроено четыре дома в Черняховске, пять - в Балтийске, около пятнадцати домов в Калининграде, - прим. авт.)

- Обеспечить всех калининградцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возможно, если такую цель поставит перед собой муниципальная власть, - утверждает профессиональный строитель. - Коттедж площадью 200 кв.м за $12.000-13.000, двухкомнатная квартира за $8.000 - то, на что вполне может рассчитывать каждый из 19,5 тысяч очередников и более 80.000 нуждающихся в улучшении жилья. Жильем надо именно обеспечивать, а не делать бизнес на населении. Должна быть прямая заинтересованность власти, избранной народом, в решении социальных проблем.

Обещания, данные четыре года назад мэром Савенко, НЕ ВЫПОЛНЕНЫ. А сейчас он снова обещает. Нормальный человек в такой ситуации сказал бы своим избирателям: "Извините, не смог!"

Офицер, не сумевший сдержать клятвы, встает и уходит. В отставку. Я уже не говорю о том, что раньше кадровые офицеры, не сумевшие выполнить свой долг, пускали себе пулю в висок.

- Но как решать жилищные проблемы гражданам, если городской бюджет дефицитен? Кстати, многие калининградцы резонно задаются и еще одним вопросом: мол, все мы помним, как строилось жилье при социализме, когда деньги на него предусматривались в бюджете. То одного не хватает, то другого. Только денежная заинтересованность строителей в получении прибыли подвигает их строить быстро и по возможности качественно. Зачем строителям возводить квадратные метры жилья, если они с этого не будут ничего иметь?

- Будут. Но давайте по порядку. Тратить на строительство муниципального жилья бюджетные деньги - последнее дело. По идее, бюджетные деньги должны расходоваться только на зарплату учителям, врачам, библиотекарям, культурным работникам и т.д. и т.п. Тогда зарплата подскочит в разы, а минимальная будет составлять 5.000 рублей, как это и нужно для того, чтобы нормально жить в нашем городе. А строительство должно осуществляться на средства, заработанные инфраструктурой города.

Калининград и Калининградская область очень интересны для инвесторов. Люди сюда идут. Но... их так встречают, что они разворачиваются и едут обратно. Четыре года назад Савенко обещал построить в городе велосипедный завод. Где он?
Свежий пример. Где были заказаны пролеты моста на ул. Театральной? В Москве. Почему? Наши заводы сборного железобетона сделали бы такие пролеты запросто, деньги остались бы здесь и были бы выплачены горожанам в виде зарплаты, поступили в экономику в виде налогов.

Савенко закупил мусоровозы. Прекрасно. Но почему контейнеры не сделаны на заводах "Балткран"? "Янтарь"? Или на 212-м заводе? Или на том же "Стройдормаше", который благополучно угробили?

Да мы только на цветах теряем $1.500.000 в год! А у нас огромное количество тепла уходит просто в атмосферу. Его можно было бы пустить на обогрев теплиц, плюс создать дополнительные рабочие места.

А питание? Овощи-фрукты? Стройматериалы?

Один вагон цемента дает стопроцентную прибыль полякам. Они покупают российский цемент, расфасовывают его по упаковкам "Атлас" и нам же продают. Создана стройнейшая система увода капитала из Калининграда за рубеж. И эту систему нужно ломать. Деньги, поступающие в область в виде любых траншей, должны оставаться здесь. Более того, мы должны налаживать экспортное производство.

Вполне реально осуществить здесь экономическую модель "регион-сборка". Просто взять список товаров, идущих через таможню (телевизоры, стиральные машины, бытовая техника, мебель, электроника), и делать все это здесь. Ненормально ведь, когда 90% продуктов питания - импортные. Мы все (кроме ананасов и бананов, конечно) можем выращивать здесь. А то ведь до абсурда дошло: у нас гвозди импортные! Скребок, метелки, совки - импортные. Хотя наши товары намного лучше. Польские сверла садятся при первом обороте - наши сверлят сколько угодно.

Для того, чтобы производить швейные иголки, достаточно комнаты 5х5 м и маленького станка. Чтобы делать гвозди - нужна комната 10х10 м и гвоздильный станок. Три гвоздильных станка могут обеспечить всю область гвоздями. Конечно, индийских ковров ручной работы здесь не произведешь, но гайку с болтом - элементарно.

И мебель у нас умеют делать хорошо. Да, от арабской и пакистанской мебели богатый потребитель не откажется - там ручная работа, у нас терпения не хватит. Но на то, чтобы обойти поляков и итальянцев - терпения хватит.

Поступления в городской бюджет могут быть до $50.000.000. Теневые стороны экономики надо делать открытыми. На аукционах инвестиционных проектов можно зарабатывать огромные деньги. Люди, готовые вложить капитал в нашу экономику, просто не знают, что именно им нужно делать. Их кидают, у них выманивают деньги... В результате они, ободранные и облапошенные, уезжают.

В мэрии недавно выпустили книжку, якобы о потенциальных объектах капиталовложения. Но там одни названия. И потом, сразу видна бесперспективность.
Зачем предлагать инвестору строить новый гостиничный комплекс, если уже существующие на 50% не загружены?

Утверждена ведь программа развития области до 2010 года, есть федеральные деньги, которые под нее должны идти в область. Но... подойдут ли они, вот вопрос. Администрация ждет. А можно действовать по-другому. Объявить конкурс на участие в проектах, предусмотренных данной программой. Сказать потенциальному инвестору: вы можете вложить свои деньги в проект, защищенный федеральным бюджетом и программой развития области. И на деньги инвестора все сделать до того, как деньги придут в область в каком-нибудь 200...-м году.

- Вы считаете, что в мэрии есть специалисты, которые могут объяснить потенциальному инвестору, во что ему с умом вложить $1.000.000?

- Там таких специалистов нет. Но мы говорим о том, как должно быть. Схемы привлечения капитала бывают разные. Одно дело - сказать бизнесмену: плати за участок $50.000, и мы к этому больше не имеем отношения. Человек возьмет участок, намудрит и прогорит.

Но ведь участок можно отдать и бесплатно - до ввода объекта в эксплуатацию. С условием: вы делаете не менее ста рабочих мест с зарплатой не менее $200. Люди работают, инвестор не платит налоги, потом вводит объект в эксплуатацию, и тут уже начинается нормальное налогообложение.

Сиюминутные съемы денег с бизнесменов ни к чему хорошему не приведут. Человека нагружают такими налогами, что он идет ко дну, не успев всплыть.

Сегодня Калининград развивается в основном в сфере обслуживания. Это быстрые деньги. Но для нормального жизнеобеспечения города необходимо развитие производства. Через систему муниципальных налогов: если предприятие получает муниципальный заказ, то автоматически происходит послабление по налоговой базе.

И не нужно открывать Америки. До 1992 года существовала система, при которой горисполком предлагал предприятиям производить ряд товаров народного потребления. Мол, что хотите, то и делайте. Вагонзавод выпускал кухонную мебель, 212-й завод - хозяйственные блоки, дачные и гаражные; "Стройдормаш" - отопительные котлы... Вот и сегодня мэр должен собрать руководителей предприятий и спросить: "Сколько у вас бесквартирных?"

- Это утопия. Какая разница современному руководителю предприятия, сколько у него бесквартирных? Он их уволит - и все.

- Согласен. Но мэр может выстроить муниципальную политику таким образом, что обеспечивать людей жильем станет выгодно. Я уже не говорю сейчас про возможность осваивать товарные кредиты (хотя, к примеру, "Межрегионгаз" строит дома на Еловой аллее именно в счет погашения долгов Беларуси перед Российской Федерацией.

Схема зачета долгов уже прекрасно используется многими предприятиями - но строят они коммерческое жилье. А могли бы - муниципальное. И это вовсе не проигрышное направление. Если мэрия при УКС (управление капитального строительства, - прим. авт.) начнет создавать муниципальные предприятия, налаживать альтернативное производство. К примеру, завод ЖБИ осуществляет изготовку фундаментных блоков, являясь в этой сфере практически монополистом. Значит, необходимо открыть муниципальное предприятие, которое будет обеспечивать небольшие потребности, но создавать при этом конкуренцию ЖБИ. В результате завод ЖБИ будет вынужден снизить цены.

То же - с кирпичами и стеновыми панелями. В 1990-1991 годах один кирпич стоил 4 копейки. Сейчас кирпич б/у (немецкий) стоит 2 рубля, хотя себестоимость нового не превышает 50 копеек (новый кирпич стоит 4,5 рубля. Облицовочный - до $1).

Себестоимость производства строительных материалов должна находиться под контролем мэрии.

- А прибыль?

- Прибыль будет. Все, что идет свыше $13.000 за двухкомнатную квартиру - это уже сверхприбыль. Опять же, есть и еще один путь. Сегодня коммерческого жилья строится много. Но мэрия в этом никак не участвует. Что можно сделать? Разбирать аварийные дома, а участки отдавать под коммерческое строительство. Разборка одного многоквартирного дома даст панелей б/у на сооружение пятидесяти коттеджей (несущих способностей конструкций, не достаточных для многоэтажки, вполне хватит для коттеджа с мансардой).

Возьмем, к примеру, улицу Гагарина. Там есть старый многоподъездный дом - длинный, двухэтажный, почти в аварийном состоянии. Надо построить на ул. Гагарина другой дом - шестнадцатиэтажный, с условием, что в него въедут жильцы этого, немецкого. Немецкий - снести. Материалы пустить на вторичное строительство. А место освободится для возведения пяти коммерческих многоэтажек, доходы от продажи жилья окупят все затраты на расселение жильцов.

На ул. Суворова есть недостроенный дом, на Острове торчат два недостроя... да мало ли их по городу?!

Конечно же, схемы, о которых я говорю, сработают только в одном случае: если никто из руководства ничего не будет "пилить" от бюджетных денег и не протаскивать своих людей по блату (иначе в доме, который нужно будет расселить, вместо 50 семей вдруг обнаружится 150. И все - "свои").

Повторяю: в руководстве мэрии должны стоять люди, заинтересованные в решении социальных проблем. И тогда каждый калининградец убедится в том, что у него есть шанс на улучшение не только жилищных условий, но и всей жизни.

Д. Таманцева