Новые колёса

ОКРАИНА КЁНИГСБЕРГА.
В легендарном Шпандине (Spandinen) “чужие не ходят”

Сегодня мы совершаем экстремальную “прогулку” по Кёнигсбергу-Калининграду. Мы отправляемся туда, где “чужие не ходят”, - на Шпандин.

Туши свет, кидай гранату

...Как странно всё-таки вписались в жизнь советского (и постсовет-ского) Кёнига некоторые немецкие названия! Ну, кто, скажите, в нашем городе именует Шпандин так, как это записано в официальных документах, - посёлок Суворово?! Лично я своими глазами видела почтовые КОНВЕРТЫ, на которых чёрным по белому значилось: Шпандин, такая-то улица, такой-то номер дома... и письма, вложенные в эти конверты, ДОХОДИЛИ Шпандин. Школа №28ДО АДРЕСАТА!

А попробуйте ангажировать таксиста на рейс до “посёлка Суворово”. Он скривится и спросит: “А это, собственно, где?..”

Впрочем, когда вы объясните ГДЕ, он скривится ещё больше. Потому что репутация у Шпандина ещё та. Балтрайон сам по себе уже, в сущности, настораживает - особенно тех, кто родился в “беловоротничковом” центре. Ну а Шпандин - “аппендикс Балтрайона” - это вообще караул! Туши свет, кидай гранату. А лучше - прикинься ветошью и не отсвечивай. (Может, и прижилось-то немецкое название в почти нетронутом виде, ибо оказалось по звучанию сходным со словом “шпана”. А “шпана” в посёлке всегда была колоритная. Ядреная такая. Без тормозов.)

Деревянные башмаки

...Имение Шпандинен (Spandinen) считалось пригородом, расположенным в пределах внешнего оборонительного кольца. В состав Кёнигсберга Spandinen вошёл в 1905 году. Но жизнь его мало от этого изменилась. Как известно, административное деление Кёнигсберга осуществлялось по “церковно-общинному принципу”. Каждая община имела свою кирху, и к 1942 году в городе было 26 приходов. Вокруг приходов естественным образом складывались “микрорайоны” - уличные и домовые участки.

Понартская кирха (ныне - церковь Рождества Пресвятой Богородицы)

В Шпандинен своего прихода не было. Обитатели имения молились в Понартской кирхе, находившейся на Бранденбургер штрассе, 7 (теперь это церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Киевской, 7).

Кирха эта (мы уже писали) была построена в 1897 году на деньги меценатов - владельца поместья Понарт Р. Гоффмана и директора понартской пивоварни И.В. Шиффердекера. Интерьер её был предельно простым - даже орган появился здесь только в 1927 году. Да и сам Понарт был весьма небогатым районом. (Достаточно сказать, что в 1946 году первые переселенцы именно в Понарте просыпались поутру от стука деревянных подошв о булыжную мостовую: немецкие фрау носили башмаки “средневекового образца”!)

Шпандин (он же - пос. Суворово). 2009 год

Католики (которых было гораздо меньше) посещали кирху св. Йозефа на Берлинер штрассе (ныне - ул. Суворова). Сейчас здание этой кирхи, сильно видоизменённое, превращено в обыкновенный жилой дом.

Зато в 30-40-е года ХХ века, когда с установлением гитлеровского режима в Германии административно-территориальное деление Кёнигсберга изменилось и стало зависеть от того, сколько участков НСДАП создано в том или ином районе, - на территории Понарта было лишь два (!) партийных участка. А всего в Кёнигсберге их насчитывалось около 60.

Нетрудно посчитать, во сколько раз меньшее давление “партии власти” испытывали на себе жители экс-мятежной деревни (о том, как долго и упорно сопротивлялся “самостийный” Понарт присоединению к Кёнигсбергу, мы тоже как-то рассказывали) по сравнению с теми, кто жил ближе к центру!

“Сидячая” ванна

Обитатели Spandinen не были избалованы благами цивилизации. “Эконом-жильё” в деревне практически не строилось. Люди жили в одноэтажных домиках, окружённых любовно возделанными садами. Отапливались печками, облицованными бело-синим кафелем. Туалеты строили во дворе - кирпичные, чистенькие, иногда - с унитазом и электрическим освещением. В саду выкладывали специальную площадку для сушки белья и устраивали над нею навес. Сооружали душевые кабины - причём летом чаще всего закачивали в “душ” воду из большой “дождевой” бочки, прогретой солнцем.

Кирха Святого Иосифа. 1932 год

В 20-х годах ХХ века в имении стали появляться двух-трёхэтажные кирпичные дома, рассчитанные на четыре семьи. Здесь селились конторские служащие и рабочие с завода “Шихау” (ныне “Янтарь”), располагавшегося неподалеку.

Отопление в таких домах тоже было печное, туалет и “сидячая” ванна - совмещённые (но, слава Богу, не на улице). Во дворе - хозяйственные постройки. Каждому хозяину квартиры - небольшой участок земли под садик и огород. Говорят, на Шпандине особенно хорошо рос ревень, из которого немецкие фрау умели варить вкусные компоты и кисели.

В доме, где жил владелец Spandi-nen, сейчас размещается школа (второй корпус МОУ СОШ №28, чьё основное здание - тоже на ул. Суворова, но на пару километров ближе к Южному вокзалу). Кстати, сын последнего владельца - жив. Ему было десять лет, когда вместе с матерью он бежал из Восточной Пруссии... А бывшая барская конюшня в 1953 году была перестроена... под баню. Кстати, в этой бане не так давно был сделан прекрасный ремонт, открыта сауна. Но заведующая баней сокрушается, что в “посёлке” мало желающих воспользоваться этим великолепием. Разве что водки в сауне попить...

“Закурить не найдётся?”

Война пощадила Шпандин, не причинив ему особых повреждений. А вот дальше... жизнь здесь словно бы замерла на отметке “сорок шесть”. В сущности, это место вполне можно объявить “этнографической деревней”. И снимать фильмы “из быта первых переселенцев”.

Один мой знакомый, родившийся и выросший на Шпандине, рассказывал, что до двенадцати лет считал улицу Киевскую “центром цивилизации”. Там было всё: рынок, где летом его мама иногда покупала “заморские фрукты” (в смысле, виноград и арбузы); магазин “Игрушки” и книжный магазин, библиотека, кинотеатр, ДК завода “Янтарь”, куда в детстве он, приятель, ходил на ёлку, а старшеклассником - на танцы (в спортивных штанах и нейлоновой рубашке-”сеточке”)...

Баня пос. Суворово (бывшие конюшни в Шпандине). 2009 год

Выезд в город дальше Южного вокзала считался СОБЫТИЕМ, которое случалось не чаще двух-трёх раз в год (два раза - на демонстрацию, с родителями - 7 ноября и 1 мая). При этом никто из живших на Шпандине пацанов не чувствовал себя “ущербным провинциалом”. Напротив, им доставляло неописуемую радость подойти тёмным вечером на улице Киевской к пареньку, который как-то очень уж робко оглядывался по сторонам, и спросить хриплым басом: “Эй, ты! Закурить не найдётся?” А когда тот, обмирая, проблеет: “Н-н-не курю...” - и зажмурится, выдержать паузу и процедить сквозь зубы: “Ну, ладно, живи...” И удалиться вперевалочку, походкой гегемона.

Балтрайон не предлагать!

Шпандин - это ведь не просто место жительства. Это - ОБРАЗ ЖИЗНИ. Квинтэссенция того, что было сосредоточено в отчаянных объявлениях: “Сниму квартиру. БАЛТРАЙОН НЕ ПРЕДЛАГАТЬ!!!”

А Шпандин, собственно, и не предлагали. Им, скорее, пугали - как неким жутким “краем света”, куда Макар телят не гонял и где, очень может быть, раки зимуют...

Шпандин. 2009 годШпандин. “Эхо войны” - забитый мусором вход в немецкое бомбоубежище

Впрочем, Шпандин стал очень даже востребован в конце 90-х. В тамошние коммуналки риэлторы активно переселяли из центра наив-ных пьющих “товарищей”... которые меняли свои запущенные, но большие квартиры в “престижных” кварталах на комнатку в “аппендиксе Балтрайона”. Получая в качестве доплаты-компенсации ящик “палёного” пойла...

Здесь по-прежнему нет газа. Хотя муниципальные власти клялись, что в 2008 году посёлок Суворово будет газифицирован. Но... уже 2009 год почти в зените, а газ в Суворово так и не пришёл. Точней, его завозят баллонами. А это очень недёшево.

Канализации в домах тоже практически нет. Точнее, возле каждого дома - сливной колодец. Но система - старая, обветшавшая; дренаж нарушен. Поэтому колодцы то и дело переполняются, и всё “добро” всплывает вверх из унитазов жильцов.

Приходится чистить колодцы. Приезжают бригады по вызову, с матюгами возятся в колодце, размазывают дерьмо по траве и уезжают... очень ненадолго. Так что запах во дворах иногда стоит ещё тот. Специфический.

Большинство домов - с печным отоплением. Сараи во дворах забиты углём - и это частенько подталкивает подростков “проявить себя” на пиротехниче-ском поприще. Они поджигают сараи - и те тревожно-весело полыхают в ночи.

Мечта Чикатило

На Шпандине долго не было ни одного опорного пункта милиции . Стражи порядка - в случае вызова - добирались с улицы Киевской. Сейчас пункт вроде бы открыли. Но... В последнее время криминогенная обстановка на Шпандине ухудшилась: по некоторым сведениям, там окопалось несколько семей из уничтоженного Табора. Так что “дури” прибавилось. А “гопники”, которые совсем ещё недавно только пили (преимущественно самогон), стали ещё и колоться дешёвой наркотой... В итоге садовое товарищество “Фестивальное” - в самом бедственном положении. Очень уж “фестивалят” на дачах те, кому необходима очередная доза.

А чужим на Шпандин лучше не забредать: мяукнуть не успеешь, как получишь по тыкве. И лишишься всего, что с тебя можно снять.

Проблемы здесь бывают и с электричеством. Настолько серьёзные, что в последние годы жители Шпандина не раз перекрывали федеральную трассу, ведущую в Мамоново. Пропускали только машины “Скорой помощи”. Даже милицейские “экипажи” не могли прорваться через “протестное кольцо”.

Шпандин. Наполненный мусором самосвал со снятыми номерами

...Дороги на Шпандине ужасные. В смысле, их вообще нет - есть направления. Добраться сюда на общественном транспорте можно. Но очень непросто: или на автобусе в режиме “кильки в томате” (это когда ты, раскаляясь от ярости, ждёшь автобуса сорок минут, а потом отчаянно в него утрамбовываешься); или на чём-нибудь до парка имени Гагарина, а потом - ноги в руки и пешком.

В принципе, идти не очень долго. Но страшновато - такие знатные пустыри попадаются по пути... м-м-м... мечта Чикатило!.. (По одному такому пустырю между Шпандином и посёлком Чайковское каждое утро в кромешной темноте дети бредут на занятия в школу.)

“Камасутра” отдыхает

В последнее время собственных “тачек” у обитателей Шпандина прибавилось, но популярны, как и в былые года, велосипед, мопед и мотороллер. Молодой человек на мотороллере - “суперзвезда”, завидная партия для любой местной девчонки. По тёплой погоде в гаражах, где молодняк разбирает-собирает свои мотороллеры, творится та-акое!.. “Камасутра” отдыхает. Здесь всё довольно просто, без затей - зато и без устали.

Шпандин. 2009 год

Кстати, мало кто из родившихся на Шпандине устраивает свою жизнь где-то в другом месте. Как правило, здесь и влюбляются, и женятся, и рожают детей... просто переходят из одного дома в другой - с такой же холодной водой и очень ограниченными удобствами. Да, впрочем, такими же и потребностями. Спартанский быт - штука серьёзная. Если ты всю жизнь стирал бельё в ванночке, грея воду в котле кипятильником - какая, в сущности, разница: XIX или XXI век на дворе?..

Магазина типа “универмаг”, совмещённый с продуктовой лавкой, рыбный ларёк, школа и упомянутая выше баня - вот источник рабочих мест для женщин. Мужчины тоже стараются устраиваться поблизости.

Вид на завод “Янтарь” со стороны Шпандина

...Года два назад при обсуждении генерального плана развития Калининграда был поднят вопрос о том, что пора вкладывать деньги в обустройство окраин. Центр - переполнен, в нём уже не осталось рекреационных зон... а такие “заповедники”, как Шпандин, прозябают. 22.02.2006 года было даже принято специальное решение городского совета, согласно которому Шпандин объявили зоной застройки индивидуальными жилыми домами, с приобретением участков через аукцион. А 217 га между Балтийским парком и окружной дорогой предполагалось отвести под новый современный район - с многоэтажками, школой, четырьмя детскими садами, общественным и торговым центром... под очень престижный район! Если учесть его экологию и близость к заливу и магистралям. Шпандин же должен был плавно “влиться” в этот “рай-ский уголок”. Правда, не уточнялось, что при этом будет с обитателями домов, имеющих вид абсолютно не райский... (А главное, с их садами, цветущими на той самой земле, которая вот-вот сильно подорожает). Впрочем, решения эти остались на бумаге. А тут и кризис... Которого, впрочем, на Шпандине могут и не заметить. Хорошо здесь и раньше не жили. А значит, не придётся “почувствовать разницу”.

Д. Якшина

P.S. Ну а символом Шпандина вполне может служить... забытый кем-то ГАЗ-53 (со снятыми номерами), превращённый смекалистыми аборигенами в контейнер для мусора. Эдакий “микс” соц-арта с хай-теком а ля Балтрайон натюрель. Воистину, чтобы прочувствовать весь “перец” этой окраины - надо быть ЗДЕШНИМ.


Если вам понравилась эта публикация, пожалуйста, помогите редакции выжить.
Номер карты "Сбербанка": 4817 7603 4127 4714.
Привязана к номеру: +7-900-567-5-888.







ПОДДЕРЖИ    
Авторизация
*
*
Генерация пароля