Новые колёса

КИРХА МЕЧТЫ В КЁНИГСБЕРГЕ.
Шедевр архитектора Шинкеля разрушили, чтобы проложить Ленинский проспект

Сегодня мы “гуляем” по Кёниг­сбергу архитектора Карла Фридриха Шинкеля.

Праздник Белой Розы

Шинкеля называют “лидером романтического историзма в немецком зодчестве”. Что это значит? Эстетический “коктейль” из античных форм (в греческом вкусе) и готиче­ской строгости отделки (никаких лишних деталей: они не должны отвлекать от совершенства архитектурного замысла).

Кёнигсберг, Парадная площадь, Королевский сад, памятник Фридриху Вильгельму III. На заднем плане - башня Королевского замка и Альтштадтская кирха

Шинкель родился 13 марта 1781 года в Бранденбурге, в семье архидиакона лютеранской церкви. Наверное, отец его полагал, что Карл Фридрих тоже станет священником, но... отец умер, когда Шинкелю было всего четыре года. Семья перебралась в Берлин.

Шинкель рано почувствовал вкус к живописи. Поступив в Академию архитектуры в Берлине, он рисовал много и охотно: собор, возвышающийся над городом... “Взгляд на Грецию цветущей поры...”

Карл Фридрих Шинкель

Он также создавал эскизы задников для спектаклей берлинских королевских театров и оформлял торжественные церемонии (например, придворный “Праздник Белой Розы” в Потсдаме).

Асессор депутации

Наставники Шинкеля, основатели Академии архитектуры Давид и Фридрих Гилли, всячески покровительствовали талантливому молодому человеку. И в возрасте 29 лет он был назначен асессором Прусской строительной депутации.

Последовательно продвигаясь по служебной лестнице, Шинкель сосредоточил в своих руках контроль над важнейшими строительными работами в королевстве. Но... не озолотился (как это мог бы сделать другой на столь сладком месте), а стал основателем направления в немецкой архитектуре, которое получило название “рундбогенстиль”. Чаще его называют “прусским стилем”.

Красный ящик

Архитектурные новинки приживались не сразу. Когда Шинкель построил в Берлине Новую караульную, выполненную в виде массива кубической формы с шестиколонным дориче­ским портиком, многие тогдашние ценители прекрасного возмущённо фыркали. Но вот уже Королевский театр, отличающийся чистыми классическими пропорциями, был принят благосклонно. Зато музей, фасад которого был представлен портиком из 18 колонн, вообще пошёл на “ура”.

А вот здание строительной академии - простой классической формы с фасадом, сложенным из неоштукатуренного кирпича - пренебрежительно окрестили “Красным ящиком”.

Кто бы мог подумать, что к концу XIX века “красные ящики” - фабрики, конторские здания, пассажи, библиотеки, многоквартирные жилые дома - станут архитектурными “мегахитами”! Ибо Карлу Шинкелю удалось достичь идеального переплетения формы и функциональности.

Царская резиденция

Архитектор Шинкель возродил классику Древней Греции, адаптируя её - без нарушения основных эстетических принципов - к климатическим особенностям Германии и потребностям, диктуемым современностью. Можно сказать, что именно он стал предвестником зарождающегося модерна.

Кёнигсберг, Параденплатц и Альтштадтская кирха

Интересно, что Шинкель очень любил работать в России. Он говорил, что эта страна будит в нём вдохновение. Он проектировал царскую резиденцию Николая I в Крыму. Дворец должен был получиться великолепным, напоминающим дворцы Эллады.

Внутренние помещения предполагалось сделать в духе Помпей: роспись стен, мраморные статуи в атриуме и галереях, фонтаны, тропическая зелень двориков - всё настолько роскошно и экстравагантно, что... Николай I счёл этот проект излишне затратным.

Капелла в подарок

Фрагменты алтаря Альтштадтской кирхи

В 1829 году Шинкель сделал подарок Александре Фёдоровне, жене Николая I (дочери прусской королевы Луизы) - проект церкви. И категорически отказался от попыток Николая его за этот подарок вознаградить.

Капеллу по этому проекту возвели в 1833 году в Александрии - резиденции российских императоров под Петергофом.

Кстати, очень многие извест­ные российские архитекторы (А. Брюллов, М. Быковский и др.) испытали на себе влияние “творца прусского стиля”. Может, ещё и потому калининградцы чувствуют себя в Питере как дома?

К примеру, знаменитые решётки Аничкового моста в Петербурге есть копии перил Дворцового моста в Берлине, построенного Шинкелем в 1824 году.

Образец собора

В 1830 году Карл Шинкель получил место главы Прусского департамента общественных работ. Всего известно 30 работ Шинкеля в Восточной Пруссии.

Так, знаменитая Альтштадт­ская кирха, построенная на месте прежней, явилась настоящим шедевром.

Устремлённое ввысь здание с неоштукатуренными стенами, сложенными из красного кирпича, в плане представляло собой греческий крест. Лёгкие, изящные сводчатые колонны подпирали своды, которые были украшены бело-красным и бело-синим орнаментом.

Современники считали Альтштадтскую церковь мечтой, образцом немецкого собора.

Шпиль короля

Интересно, что в процессе строительства Шинкель не сошёлся с королём Фридрихом Вильгельмом III (который был его личным другом и первым советчиком) по вопросу шпиля. Король предполагал свой вариант, Шинкель не соглашался.

Так получилось, что кирха ещё не была завершена, когда и король, и Шинкель скончались. Вступивший на престол Фридрих Вильгельм IV отдал предпочтение варианту Шинкеля.

Печальная история этого творения Шенкеля известна: до наших дней “кирха-мечта” не дожила. Она устояла во время войны, пережив налёт английской авиации (в ночь с 27 на 28 августа 1944 года). Была повреждена кровля, пострадала часть внутреннего убранства (ангелы, обрамлявшие орган, рухнули на пол). В ходе штурма Кёнигсберга в апреле 1945‑го снарядами был пробит купол кирхи, разрушена часть стен, местами рухнули своды. Но степень повреждений не шла ни в какие сравнения с тем, что случилось с Кафедральным собором (Dom), от которого остались фактически одни руины...

Магазин “Ромашка”

Калининград. Вид с площади Вильгельма I на почтамт, Альтштадскую кирху и Королевский замок. 1950 год

Альтштадтская кирха, израненная и покалеченная, гордо стояла среди развалин древнего города.

Её уничтожили советские власти в конце пятидесятых годов ХХ века - в ходе “возрождения Калининградской области”.

Функционеры местного обкома КПСС решили проложить через город Ленинский проспект. Чтобы реализовать коммунистический проект, советские архитекторы “спрямили” средневековые улицы.

В 1960 годах на месте кирхи-мечты построили жилой дом-хрущёвку с магазином “Ромашка”, в 2013 году там открылось отделение “Сбербанка”.

Творение Шинкеля сохранилось только на многочисленных фотографиях, открытках и в советских фильмах “про войну” - множество их снималось на фоне и в интерьерах знаменитой церкви.

Ещё от Альтштадтской кирхи в современном Калининграде остались уникальные колонны - они встроены в центральные ворота стадиона “Балтика” со стороны проспекта Мира. Там, под слоем штукатурки, замурованы настоящие исторические реликвии.

Символ Пиллау

Зато сохранился маяк в Балтий­ске (бывшем Пиллау). Его тридцатиметровое “туловище” и сегодня опирается на фундамент из массивных полевых камней, заложенных между полутораметровыми сваями.

Юнкерштрассе возле Королевского замка. Позади - Альтштадтская кирха. Приговор ещё не вынесен.  Апрель 1950 года

Конструкцию связывают тяжёлые цепи. Как и во времени Шинкеля, нижняя часть стены, толщиной в метр, выкрашена в белый цвет, верхняя - красная. Световой маячный сигнал виден в море за 18 миль от берега. Маяк этот - известный всем символ Пиллау-Балтийска.

В Советске (бывшем Тильзите) уцелело здание почты, возведённое по проекту Шинкеля в 1835 году (ныне ул. Победы, 12).

В Гусеве-Гумбиннене, в самом центре, находится здание, где в советское время размещался завод осветительной техники. В 1836 году здесь по проекту Шинкеля была построена ратуша (так называемое “старое правительство”). В 1864 году здание сгорело - и его восстановили к 1910 году (когда оно стало называться “новое правительство”).

Первый камень

В местечке Залесье Полесского района (бывший Мелаукен округа Лабиау) православный храм располагается в кирхе, построенной по проекту Шинкеля в 1846 году.

В Озёрске (бывшем Даркемене) новая кирха, первый камень в фундамент которой заложили в 1842 году, исполнена “в стиле Шинкеля”. Как и в Георгенау округа Бартенштайн (ныне - пос. Рощино Правдинского района). Здесь по плану Шинкеля перестроили кирху, возведённую ещё в пятнадцатом веке.

Кроме того, Шинкель спроектировал цоколь к памятнику королю Фридриху Вильгельму I в Гумбиннене. Этот памятник работы скульптора Рауха был установлен в 1835 году на главной площади города.

В 1821 году был установлен памятник из чугуна в память о российском полководце Барклае де Толли в его имении (ныне пос. Нагорное Черняховского района).

Художник и дизайнер

Кроме архитектуры, Шинкель занимался дизайном: создавал эскизы мебели, светильников, витражей, сценических декораций. В берлинском выставочном комплексе Kulturform и сегодня можно увидеть стулья, изготовленные по эскизам Шинкеля. В том числе и роскошное кресло, уникальное в своём роде, т.к. оно создано сугубо для мужчин, с учётом особенностей мужской анатомии.

Проектировал Шинкель даже рамы для картин. Так, его картина, изображающая ковры и предметы, лежащие на полках, в кёнигсберг­ской марципановой лавке, заключена в специально изготовленную по рисунку Шинкеля раму.

“Мелочей” для него не существовало. Он жил искусством, оставив после себя более сотни живописных полотен, 5.500 рисунков и графических работ (не считая набросков и эскизов). Сегодня такого, как он, назвали бы трудоголиком. Стоит ли удивляться, что о его личной жизни практически ничего неизвестно.

Паломники в Мекку

Остаётся добавить, что именно Шинкель окончательно оформил предложенный королём Фридрихом Вильгельмом III вариант военной награды за храбрость - Железного креста, которым были награждены, в частности, члены немецко-русского легиона, принимавшего участие в Освободительной войне в Германии.

Умер Карл Шинкель 9 октября 1841 года в Берлине.

Немецкие искусствоведы до сих пор искренне недоумевают, почему в Калининграде “тема Шинкеля” не эксплуатируется так мощно, как могла бы. Если проложить соответствующий туристический маршрут, архитекторы всего мира, особенно начинающие, ездили бы к нам, как паломники в Мекку. Ибо авторитет Шинкеля до сих пор недосягаемо высок - как и его уровень сочетания изящества и практичности.

Ну а наши “прогулки” - продолжаются.

Д. Якшина