Новые колёса

«НЕ ТОЛЬКО САЖАЮТ, НО И УБИВАЮТ».
О работе российских журналистов рассказал Игорь Рудников на конференции ОБСЕ

Игорь Рудников ОБСЕ
Игорь Рудников. Фото – Мария Захарова

6 ноября в Москве прошла конференция ОБСЕ, посвящённая свободе СМИ и безопасности журналистов. Неудивительно, что на этот форум пригласили Игоря Рудникова. За последние три года главный редактор газеты "Новые колёса" пережил сначала покушение, затем арест, 592 дня провёл в тюрьмах, но вышел победителем.

Губернатор и цензура

Конференция ОБСЕ проходила на самом высоком уровне. В качестве площадки выбрали гостиницу "Украина" (напротив Белого дома), открывали встречу представитель ОБСЕ по свободе СМИ Арлем Дезир и министр иностранных дел Сергей Лавров. В роли модератора выступал заместитель генерального директора телеканала "Россия" Сергей Брилёв. Среди других участников – уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, руководитель Роскомнадзора Александр Жаров, журналисты Кирилл Вышинский, Иван Голунов и многие другие.

Брилёв Лавров Дезир ОБСЕ Москва
Сергей Брилёв, Сергей Лавров и Арлем Дезир

О том, как проходит форум, Игорь Петрович оперативно рассказывал на своей страничке в Facebook.

И вот – первая громкая весть:

Рудников и Соловьёв
Владимир Соловьёв и Игорь Рудников

- Перед началом конференции ОБСЕ встретился с председателем Союза журналистов России Владимиром Соловьёвым. В ноябре 2017 года он выступил в мою защиту и потребовал прекратить незаконное преследование. Сегодня Соловьёв спросил, удалось ли мне возобновить выпуск газеты "Новые колёса". Я ответил, что редакция работает уже три месяца, мы готовы, но типография в Калининграде и торговые сети боятся печатать "НК" и дают понять, что сначала я должен договориться с губернатором Алихановым. То есть согласовать с ним редакционную политику. По сути установить цензуру и гарантировать, что на страницах газеты и на сайте никогда не появится критика Алиханова.

Соловьёв обещал поддержать "Новые колёса".

Справочка для Лаврова

Вскоре о той же проблеме Рудников (уже публично) заявил Сергею Лаврову:

- Задал вопрос Лаврову о дискриминации русскоязычного издания в Калининградской области (ранее министр иностранных дел России говорил о такой ситуации в Европе), сказал, что газету "Новые колёса" отказываются печатать и распространять в самом западном регионе РФ – пока я, редактор газеты, не согласую редакционную политику с губернатором Алихановым.

Лавров пообещал разобраться, а Брилёв призвал на помощь председателя Союза журналистов России Владимира Соловьёва.

министр Сергей Лавров
Сергей Лавров

- Я не слышал об этом случае, - приводит ответ Лаврова Rugrad.eu. - Чтобы вразумительно отреагировать, я должен послушать и противоположную точку зрения. Я был бы признателен, если бы вы оставили мне какую-то справочку. Хоть это и не столько дело медиа, безусловно. Я впервые об этом услышал и услышал только одну точку зрения.

Когда настал перерыв, к Рудникову подошла директор департамента информации и печати МИД России Мария Захарова.

- ...Уточнила ситуацию по газете "Новые колёса", обещала помочь. Согласилась, что русскоязычные СМИ не должны подвергаться дискриминации в самом западном регионе России – да ещё со стороны российских властей. Что абсурдно само по себе…

Захарова также озабочена тем, что торговые сети убирают с продажи газеты, заменяя их жвачкой и сигаретами.

Я сказал, что тут поле деятельности для губернатора Алиханова. Вот чем он должен заниматься, а не преследовать неугодную ему газету, - передал суть разговора Рудников.

конференция ОБСЕ в Москве

Смятение в правительстве

В правительстве Калининградской области началось смятение.

- От губернатора не исходило требований согласовывать редакционную политику газеты "Новые колёса", - побожился "Новому Калининграду" начальник пресс-службы Дмитрий Лысков. - Нет, конечно, по меньшей мере, это незаконное требование. Во-первых, [у губернатора] нет такого правового механизма, запрещающее частным организациям чтобы то ни было делать. И второе: запретить что-то распространять или печатать может только суд...

Игорь Рудников ОБСЕ в Москве

Такой ответ можно было бы принять, будь Алиханов рядовым гражданином. Но он в Калининградской области – губернатор. Высшее должностное лицо. Которое несёт ответственность в том числе за ситуацию, когда региональную газету отказываются печатать и распространять. Нарушаются права журналистов и читателей.

Значит, Алиханов обязан вызвать руководителей типографии и торговых сетей, спросить, почему не печатаете и не распространяете. Если этого окажется недостаточно, обратиться к прокурору.

Представитель МИДа отправит запрос Алиханову именно в таком ракурсе.

Произвол чиновников

В короткое время, отведённое для выступления, Игорь Рудников сказал:

Рудников и Дезир на конференции ОБСЕ в Москве
Игорь Рудников и Арлем Дезир

"Прежде всего хочу поблагодарить организаторов этой встречи, ОБСЕ и лично господина Арлема Дезира – за поддержку в моём деле, когда коррумпированный генерал Следственного комитета организовал против меня провокацию, и я 19 месяцев провёл в тюрьме.

Кстати, это был второй "заезд". 10 лет назад было не менее абсурдное обвинение: в избиении 22-х сотрудников полиции. Тогда я провёл в следственных изоляторах несколько меньше – три месяца. Калининград, "Матросская тишина", "Кресты", Псков… Дело развалилось в суде.

И тогда, и сейчас то, что я нахожусь на свободе, это большая заслуга коллег-журналистов, Центра защиты прав СМИ, "Репортёров без границ", Союза журналистов России. Я им очень признателен.

Насколько важна профессиональная солидарность, можно судить по делу Ивана Голунова (он сегодня выступал). Это одно из самых сильных орудий, которое мы можем противопоставить против произвола чиновников, силовиков, всех этих провокационных ситуаций, которые возникают постоянно.

Брилёв Голунов Черненко ОБСЕ
Сергей Брилёв, Иван Голунов, Елена Черненко

Но не все журналисты работают в крупных СМИ. Зачастую о том, что их преследуют, знают только их родные и близкие. В российских регионах под уголовными делами ходят и, увы, сидят за решёткой много журналистов. Им нужна поддержка. Прежде всего – информационная. Их имена должны звучать каждый день. Это должен быть такой тревожный список, постоянное напоминание: журналист в беде, его жизнь в опасности.

Этот список должен быть не только на сайте Союза журналистов, но и во всех СМИ. Только это заставит власть внимательнее относиться к этим всем ситуациям и реагировать так, как она должна реагировать в рамках закона.

Вид из номера отеля "Украина" Москва
Вид из номера отеля "Украина"

Сегодня любой журналист может оказаться в жерновах силовиков. И солидарная позиция по защите наших коллег это предупреждение будущих возможных провокаций против журналистов.

Журналист в принципе не должен сидеть в тюрьме за свою профессиональную деятельность. И усилия всего медиа-сообщества, Союза журналистов, ОБСЕ, всех профессиональных объединений сегодня необходимо направить на то, чтобы заставить власть, прежде всего, администрацию президента, инициировать такие поправки, такие изменения в закон, которые не позволят арестовывать журналиста, держать его под стражей, а судам – выносить приговоры, лишающие журналиста свободы.

У государства и так много инструментов давления на СМИ и журналистов. У нас репрессивное законодательство. Государство против журналистов. Они ему не нужны. Государству нужны пропагандисты.

Не могу не сказать о дагестанском журналисте Абдулмумине Гаджиеве, о псковской журналистке Светлане Прокопьевой – они по-прежнему находятся под арестом, их жизни в опасности. Это показательная расправа. Как и во всех случаях, цель – не конкретный журналист. Цель – запугать всех. И я могу сказать, в Калининградской области реально боятся. Хотя 15 лет назад в регион приезжали коллеги из Москвы, Питера, других крупных центров России – и поражались обилию газет, радиостанций, телеканалов. Сейчас – всё зачищено.

Москва Кремль

За три года правления губернатора Алиханова исчезли все местные независимые газеты. Их не стало! Мы пытаемся сейчас возобновить печать нашей газеты, но столкнулись с ситуацией, когда испуганные владельцы типографий и торговых сетей дают понять: надо сходить к губернатору – 33-летнему молодому человеку – и согласовать с ним редакционную политику. Говоря проще: "Поклянись, что ты не будешь его критиковать". На сегодня наше издание единственное публикует критические материалы об Алиханове.

Igor Rudnikov OSCE

Сейчас в карцере, в ШИЗО колонии №7 на территории Калининградской области держат журналиста, редактора местной газеты Бориса Образцова. В любой момент он может погибнуть. Уже второй год Образцов сидит по сфабрикованному уголовному делу. Я прошу помочь Борису Образцову. Его жизнь в опасности.

Ещё я обязан сказать, что журналистов в России не только сажают, но и убивают. Однако очень редко полиция задерживает убийц и никогда – заказчиков. Мы помним об Анне Политковской…

Игорь Рудников ОБСЕ
Игорь Рудников

Я сам пережил два покушения: в 1998 и 2016 годах меня пытались убить. Оба преступления до сих пор не расследованы. Хотя известны не только исполнители, но и организаторы и заказчики. Это в материалах дела написано. Но ни полиция, ни Следственный комитет, ни прокуратура, ни ФСБ даже не пытаются их допросить как обвиняемых. В лучшем случае – как свидетелей. Вот в чём беда. Правоохранители прикрывают заказчиков и даже организаторов.

Не меньшую угрозу для журналистов представляют чиновники-губернаторы. Они убивают региональные СМИ.

Я считаю, проблему надо решать кардинально – добиваться, чтобы в законодательстве было прописано: журналист за профессиональную деятельность не должен сидеть в тюрьме. Нам надо сплотиться и действовать солидарно, защищая каждого, кто оказался в трудной ситуации.

Спасибо за внимание!"