Игорь Рудников

Учредитель

газеты,

журналист

Игорь

Рудников.

Депутат

Калининградской

областной

Думы

 
 

НАПИСАТЬ ПИСЬМО

Ваше имя (по желанию).

Если вы рассчитываете на ответ, сообщайте адрес своей эл. почты или телефон.

Текст письма*

Защита от автоматического заполнения

Введите символы с картинки*

* - обязательные поля

Новые колеса / Общество / СОКРОВИЩА ОЛИГАРХА. Как тратит свои миллионы хозяин АО “Молоко” 55-летний Рустам Алиев

  • СОКРОВИЩА ОЛИГАРХА.
    Как тратит свои миллионы хозяин АО “Молоко” 55-летний Рустам Алиев

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Ещё совсем недавно слово “меценат” проходило по разряду устаревших и безнадёжно утраченных. Вокруг были сплошные СПОНСОРЫ - то есть люди, более-менее готовые обменять энное количество денег на “эффект позитивного присутствия в медийном пространстве”. Проще говоря, потратить бабки на пиар и рекламу.

Но... всё течёт, всё меняется. Человек, успешно сделавший миллионы, может находить удовольствие не только в бизнесе. И себя воспринимать не как “спонсора”. Его влечёт МЕЦЕНАТСТВО.

“Не царь же я Кощей, чтобы над златом чахнуть”, - так высказался по этому поводу известный калинин­градский бизнесмен Рустам Алиев, владелец АО “Молоко” и ещё нескольких крупных компаний.

Вырос в мэрии

После покупки и реставрации виллы Шмидта, в жизни Рустама Алиева произошли радикальные изменения

Алиев собирается построить картинную галерею - открыть в Калининграде частный музей, в котором будут выставлены шедевры русских художников.

- Я люблю свой город, - говорит Рустам Алиев. - Я здесь родился - в роддоме №4 на улице Чайковского в 1962 году. А до четырёх лет жил знаете где? В мэрии! На площади Победы, 1. Я до сих пор шучу: мол, я в этой мэрии каждый угол описал...

Мои родители приехали в Калининград в конце 50-х годов. Отец - молодой специалист, после вуза ходил в море. В здании, где сейчас мэрия, было общежитие для моряков. Напротив - МДМ (межрейсовый дом моряков - теперь снова Северный вокзал), для холостых, а мы жили в малосемейке.

Я помню, как лихо гонял по коридорам нынешней городской администрации на трёхколёсном велосипедике. А однажды отец пришёл из рейса, получил расчёт, положил деньги в шкаф. А я залез, взял деньги и пошёл по коридору раздавать детям... Мать потом бегала, собирала.

- Когда мне было лет шесть, папе дали квартиру на пересечении Литовского вала и Московского проспекта.

Среди руин

- Московский проспект был тогда совершенно другим. За нашим домом - сады, огороды. По обе стороны проспекта - руины, полуразрушенные дома, всё в зарослях кустарника. Проспект - узкий, одна полоса движения - был выложен булыжником.

Помню, в 1968-м, когда начались события в Чехословакии, по проспекту трое суток нескончаемой вереницей шла военная техника...

Помню, как разрушали Королев­ский замок - мы с отцом ходили смотреть... Помню, как в начале 70‑х стали восстанавливать дома на Московском проспекте, строить новые...

Калининград, ул. Расковой, 23 (бывшая вилла Шмидта на Adalbertstrasse, 23)

Мои мама и папа тогда развелись, мы с мамой и братом переехали на проспект Победы, 59. Это был старый немецкий дом, так называемое “эконом-жильё”: трёхэтажный, с одним подъездом, по две коммунальные квартиры на этаже. У нас с соседями была общая кухня...

Я учился в четырнадцатой школе. А в районе улицы Кутузова (бывший Октябрьский район Калининграда) занимался спортом - бегал кроссы.

Молочный король

Парадный вход и фасадные окна “виллы Шмидта” в 2012 году

- После школы окончил среднюю мореходку. По направлению поехал в Ригу, три года работал там на рыбоконсервном комбинате, потом три года ходил в море, в загранку. Но в Калининград приезжал регулярно. Тогда ведь границ не было.

Я купил себе “Жигули”-”копейку”. 400 километров проехал - и ты уже дома... А в 1989-м, когда страна начала шататься, я вернулся в Калининград насовсем. Занялся бизнесом, стал жить самостоятельно, купил маме жильё...

(Рустам Алиев не захотел говорить о своём бизнесе. Но известно, что он - владелец и генеральный директор акционерного общества АО “Молоко”, его предприятие уже двадцать два года работает в Калининградской области. Это, прежде всего, заводы по переработке молока - они используют “стороннее сырьё”, т.е. закупают молоко у частников.

3.200 фермеров сдают сырьё в АО “Молоко” - и, по словам Алиева, расчёт за него производится строго по графику, 2 раза в месяц.

Оборот АО “Молоко” составляет около миллиарда рублей в год. Так что Рустам Алиев - человек не бедный. Но “золотые унитазы” его не прельщают, - прим. ред.)

Заповеди Амалиенау

- Понимаете, я - не пришлый. Это мой город, я ощущаю себя частью его истории. Лет шесть-семь назад я купил особняк на улице М. Расковой, 23 (она выходит на ул. Кутузова). У немцев эта улица называлась Адальбертштрассе (Adalbertstrasse, 23). Это был хороший район - Амалиенау, где строили себе виллы респектабельные, состоявшиеся кёнигсбержцы.

Вообще Амалиенау называли “маленьким Парижем”. Здесь была даже своя “Площадь Звезды” - Штерн­платц. Весь этот район спроектировал известный немецкий архитектор Фридрих Хайтман. Сами виллы могли строиться по планам других архитекторов, но Хайтман установил так называемые “Заповеди Амалиенау”: виллы должны были стоять на расстоянии не менее 30 метров друг от друга, быть двухэтажными (не считая мансардного этажа), все комнаты на этаже - соединяться между собою “по кругу”. Коридор желательно было освещать естественным светом, для чего делались специальные окна.

Крысы бегали

Рустам Алиев

- Дом, который я купил, был построен для семьи фабриканта и почётного консула Карла Шмидта.

Cпроектировал особняк известный архитектор Вильгельм Фаррентрапп. Он был строительным советником земли Восточная Пруссия.

За послевоенные годы дом Шмидта обветшал, превратился, по сути, в барак. Там крысы бегали во-от такие!

Я начал его реставрировать. Приглашал разных дизайнеров, было много предложений: сломать, перестроить, сделать “итальянский вариант”. Но мне хотелось вернуть этому дому его первоначальный облик, воссоздать “югендстиль”.

Если что-то нельзя было отреставрировать - я заказывал точную копию.

Так, долго возились мы с окнами. У немцев ведь окна были двустворчатые, а сейчас, когда в старых домах меняют окна на стеклопакеты, ставят одностворчатые, в сплошное полотно. Меняется конфигурация - нарушается геометрия. Я снял старое окно и сказал мастерам: сделайте ТАКОЕ ЖЕ, допуск - 1 миллиметр. Только с четвёртого раза сделали! Зато получилось аутентично.

Ничего лишнего

Калининград, ул. Расковой, 23. Так выглядела “вилла Шмидта” в 2012 году

- В подвале кое-где сохранилась немецкая кафельная плитка. Я отбил одну, нашёл штамп фирмы-производителя, выяснил, что эта фирма в Германии ещё существует. Связался. Послал образец. И мне по старой технологии изготовили кафель... Так что облицовка у меня тоже аутентичная.

На полу плитка кое-где сохранилась. Её восстановили - и подобрали такую же.

Лестница реставрации не подлежала. Я попросил, чтобы мастера сделали её точную копию. Меня отговаривали: мол, ну это же очень простая лестница, давайте усложним! Я сказал, что не хочу никаких итальянских завитушек.

Сделали - и оказалось очень красиво, гармонично. Мастера сами прямо ахнули.

Она абсолютно белая, благородных очертаний, с высокими ступеньками. Вся прелесть её заключается не в “финтифлюшках”, а в строгом соблюдении геометрических пропорций. Это вообще характерная черта “югендстиля” - ничего лишнего, всё абсолютно функ­ционально.

В доме много свободного пространства - его и не предполагается загромождать мебелью.

Луизенваль в особняке

- В процессе реставрации дома я увлёкся собиранием различных предметов быта начала XX века. В особняке обнаружился старый газовый фонарь. Его переделали на электричество - и он стал украшением интерьера.

На аукционах в Европе я нашёл хороший стол, деревянный резной сундук семнадцатого века, аутентичные стулья, шкафы...

Вместе с реставрацией “виллы Шмидта” новый владелец восстановил тротуар на улице Расковой

Сделал себе кабинет в духе, который соответствует “югендстилю”: всё из натурального дерева благородных пород, из натуральной кожи, всё солидное, основательное, сработанное на века...

В подвале у меня размещается коллекция артефактов. Вот, например, приспособление для сушки белья: три валика, между которыми бельё пропускали, чтобы отжать лишнюю воду... Вот стеклянный графин и стаканы начала века: здесь неподалёку находилось небольшое производство, завод “Луизенваль”, там изготавливались прохладительные напитки. Это их фирменная посуда (купил в Германии).

Свадебный кортеж

- У входа в дом стоит настоящая кёнигсбергская скамейка: удалось найти металличе­ский остов, а верхнюю часть воссоздали по моему заказу наши местные умельцы.

Плитка, которой выложен дом, крышки люков - всё такое же, как было здесь в начале прошлого века.

А вот, к примеру, пожарный гидрант. Он тоже аутентичный. Но гидранты, как правило, делались красными, а этот мы символически украсили (по красному фону внизу изображены трава и цветы, ручки выполнены в виде чёрных птиц, - прим. авт.). Рукомойник - точная копия, которую искусственно состарили, чтобы добиться нужного эффекта.

В общем, весь интерьер и всё окружение дома “работают” на одну идею - воссоздать исторический облик и дух.

Купил я и картины кёнигсберг­ских художников. Одна из них - “Свадебный кортеж” - очень интересная, это жанровая сценка: экипаж жениха и невесты наскочил колесом на камень, вот-вот опрокинется...

Вернулся в Россию

- В общем, я сильно увлёкся коллекционированием. Немецкие картины, фарфор, бронза, серебро... Появились знакомые искусствоведы в Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Лондоне...

Постепенно я стал осознавать, что наследие русской культуры гораздо глубже немецкого. И у многих произведений русских художников такая история, что о каждой картине можно роман написать.

Так, на аукционе в Лондоне удалось купить картину Ильи Репина, которая до сих пор в России нигде и никогда не выставлялась. Она хранилась у американского коллекционера - и впервые была выставлена на аукцион после его смерти, наследниками. Мне уже звонили по её поводу из Третьяковки, из дома-музея Репина, они готовы устроить выставку одной этой картины!

Подарок Хрущёва

- Ещё я купил в Англии полотно русского художника Константина Юона “Ликующий день в Измайлово”. У неё потрясающая судьба. Когда первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв отправился с официальным визитом в Великобританию, он приехал на поезде из Москвы в Калининград. 30 апреля 1956 года его отвезли на лимузине в Балтийск, а из Балтийска советский лидер на крейсере “Орджоникидзе” в сопровождении шести кораблей прибыл в Портсмут.

Была громкая встреча в Лондоне, разные официальные мероприятия. Хрущёв остался очень доволен визитом и подарил Королев­скому хранителю печати, по фамилии Батлер, эту самую картину Юона. Она хранилась в семье Батлера - а недавно оказалась на аукционе. Представляете, когда-то она попала в Англию из Калининграда, а теперь из Англии вернётся в Калининград!

И мне важно не просто владеть всеми этими шедеврами. Я хочу, чтобы их видели люди!

Галерея и музей

Рустам Алиев

- В Америке, к примеру, много частных музеев. Но там бизнесмены, которые вкладывают деньги в социальные проекты, освобождаются от многих налогов. У нас налоговых преференций нет, но и в России возникает потребность открывать част­ные музеи и галереи. А в Калинин­граде, мне кажется, в этом есть особая необходимость.

Из-за нашей территориальной оторванности от России молодёжь смотрит на Запад. Люди говорят: “Мне дешевле поехать в Польшу или Германию, чем в Москву или Санкт-Петербург...” А я хочу, чтобы мы все гордились русской культурой. Чтобы понимали, в каком уникальном месте мы живём: мы можем считать своими обе культуры, и русскую, и немецкую!

Поэтому я и планирую открыть свой музей. Это будет двухэтажное здание, спроектированное при участии (надзор) архитектора Генне - с гостевыми комнатами, местом, где можно будет отдохнуть в “историческом окружении”. Но главное - там будет зал для экспозиции всего, что имеется в моей коллекции. А наличие в нём серьёзных экспонатов уже обеспечивает ему статус художественной галереи.

Никакого бизнеса

Проект картинной галереи

- Личного финансового интереса тут нет. Под галерею я выкупаю барак 1958 года постройки (ул. Расковой, 20-22), который находится через дорогу от моего дома. Расселяю жильцов, по-честному: из коммуналок они переедут в отдельные квартиры. На месте барака будет построена галерея-музей. Для меня это не бизнес-проект. Это меценатство.

Я хочу, чтобы мой родной город был красивым, чтобы он привлекал туристов. Вот я свой дом отреставрировал - так он сейчас внесён во все пешие и автобусные экскурсионные туры по бывшему Амалиенау! Туристы прямо толпятся, фотографируют...

Д. Якшина

   

236040, г. Калининград
ул. Черняховского, 17
(второй этаж)
тел. (4012) 991-210

Архив номеров
Архив номеров